• Русский
  • English

Общее описание

Во «Всемирной декларации о высшем образовании для XXI века» отмечена необходимость развития трансдисциплинарности образовательных программ, которая предполагает функциональный синтез методологий и создание совершенно новых исследовательских концепций. Медицина является ярким примером относительности классификации наук, находясь на стыке естественных и общественных областей знания. Трансдисциплинарный подход будет лежать в основе модернизации образовательной деятельности САЕ и будет реализован в рамках образовательных программ по подготовке врачей и других специалистов для отрасли «здравоохранение», решая задачи трансляционной медицины. Завершение проекта «Геном человека» открыло новую эру, и стало очевидным, что все болезни в той или иной мере имеют генетическую основу. Один из руководителей геномного проекта Френсис Коллинз сказал: «Нет болезней, за исключением некоторых случаев травм, которые не имели бы наследственного вклада. Я не знаю ни одного примера». Наиважнейший принцип медицины — «лечить не болезнь, а больного», который был сформулирован еще Гиппократом и широко пропагандировался российским терапевтом М.Я.Мудровым, стал еще более актуальным. Именно этот принцип был заложен Лероу Худом в концепцию новой медицины XXI века и сформулирован как медицина четырех П (personalized – персонализированная, predictive – прогностическая, preventive – профилактическая, participative – партисипативная (мотивированное участие пациента)). Идея концепции 4П медицины – предоставить все имеющиеся возможности всех разделов фундаментальной науки конкретному пациенту (Hood L. Systems biology and p4 medicine: past, present, and future // Rambam Maimonides Med. J. 2013. Vol. 4 (2). Р. e0012. doi: 10.5041/RMMJ.10112). Национальный институт здоровья США включил 4П-медицину в пятерку приоритетных направлений развития медицины в XXI веке. Важность развития персонифицированной медицины отмечена в «Стратегии развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года» и прогнозе научно технологического развития России на период до 2030 года.

4П медицина – это идеальный вариант медицины будущего, который не сможет стать реальностью без дополнительных П. Первая из них — providing (обеспечивающая), то есть подготовка соответствующих кадров и смена парадигмы медицинского образования. Вторая – preemptive (упреждающая). Медицина 4П не может развиваться только на имеющихся уже знаниях и технологиях, необходимы новые фундаментальные и прикладные исследования в области трансляционной медицины и социо-гуманитарных областях знаний. И, наконец, третья П – «Point of care (точка ухода за пациентом). Концепция «Point of care» приобретет особое значение, предоставляя медицинские услуги не только «у постели пациента», но и с использованием перспективных методов дистанционной диагностики и дистанционного воздействия, при этом человек становится той точкой, где будет происходить фокусировка медицинских услуг, вне зависимости от его физического местоположения. Имеющаяся уникальная для университетов инфраструктура, материально-технические ресурсы и накопленный в ходе реализации «дорожной карты» повышения конкурентоспособности человеческий капитал позволяют нам поставить высокие цели и задачи.

Все мероприятия по модернизации и обновлению перечня образовательных программ будут направлены на реализацию важнейшего блока  — providing (обеспечивающая) в общей программе САЕ «Трансляционная 7П медицина». Кроме того, обязательное выполнение обучающимися научных исследований в рамках выполнения курсовых, дипломных и диссертационных работ, как и работа у постели больного, будут способствовать развитию всех постулатов проекта «Трансляционная 7П медицина». Таким образом, важными элементами образовательного процесса станут современные проектные и проблемно-ориентированные подходы.

За счет средств САЕ (240 млн. руб.) планируется провести мероприятия по модернизации образовательной деятельности, включающие: разработку новых программ и качественные изменения в реализации образовательных программ САЕ (внедрение инновационных образовательных технологий, снижение аудиторной нагрузки преподавателей, интеграция образовательного и клинического процессов в подготовке врачей, разработка и внедрение дистанционных образовательных программ и т.д. – 40 %); стажировки преподавательских и управленческих кадров САЕ в ведущих университетах мира (15 %); привлечение ведущих преподавателей из лучших российских и зарубежных университетов (7 %); реализацию полноценных программ академической мобильности преподавателей и обучающихся САЕ (15 %); проведение международных научно-образовательных конференций весной 2016 г. (8 %). Также предполагается развитие инфрастуктуры симуляционного центра (включая создание Wet Lab) для его подготовки к первичной аккредитации выпускников медицинских специальностей и врачей Приволжского федерального округа (15 %).

Общий объем планируемых средств на осуществление научных исследований составляет 410 млн. руб. Научные исследования в рамках САЕ будут сконцентрированы в пяти взаимосвязанных научных направлениях: 1) Нейротехнологии (27 %); 2) Персонифицированная медицина (20 %); 3) Регенеративная медицина (20 %); 4) Химия живых систем (17 %); 5) Биомедицинская физика (16 %). В каждом направлении будут проводиться как фундаментальные исследования фазы Т0 трансляционных исследований, так и прикладные трансляционные исследования фазы Т1.

Общее планируемое финансирование САЕ в 2016 году составляет 1 429,3 млн. рублей, в том числе: 643,18 млн. рублей – внебюджетные средства (45 %), 136,12 млн. рублей – бюджетные средства на выполнение госзадания, бюджетные средства ППК – 650 млн. рублей.

В 2020 году бюджет САЕ составит 3 241,22 млн. рублей, в том числе внебюджетные средства – 1 944,73 млн. рублей (60 %), бюджетные средства ППК – 156 млн. рублей (4,8 %).