• Русский

Традиция для школьников: как узнать, чем живет современная лаборатория и старейшеее зоологическое хранилище России

В минувшие выходные, традиционно — в третье воскресенье месяца, базовое подразделение САЕ «Трансляционная 7П медицина» — Институт фундаментальной медицины и биологии КФУ открыл свои двери для учащихся школ Казани и всех интересующихся научной и образовательной жизнью вуза.

В этот раз у школьников была возможность провести день в восточном крыле главного здания КФУ, где расположены биологические кафедры, лаборатории и Зоологический музей им. Э.А. Эверсмана.

Особо ребят впечатлила кафедра биохимии и биотехнологии – один из лидеров по подготовке специалистов в области биомедицинской науки, биоинформатики, нанотехнологий. Выпускники кафедры востребованы в таких сферах, как медицинская диагностика и криминалистика, фармбизнес и фармацевтическая промышленность, в отраслевых исследовательских центрах, образовательных и научных учреждениях России и зарубежья. Широкая сеть международных контактов позволяет учащимся и выпускникам кафедры проводить свои исследования в научных центрах Великобритании, Германии, Китая, США, Австралии, Турции, Франции, Финляндии, Швеции, Дании, Голландии и других стран.

Примечательно то, что у студентов и аспирантов есть возможность проводить исследования на мировом уровне, не выезжая за рубеж, так как сегодня все лаборатории института оснащены современнейшим научным и учебным оборудованием, в том числе те, что расположены на других кафедрах восточного крыла главного здания: кафедрах генетики, микробиологии, физиологии человека и животных, охраны здоровья человека, ботаники и физиологии растений, зоологии и общей биологии.

К последней, кстати, относится гордость института – Зоологический музей им. Э.А. Эверсмана, который причисляется к старейшим в России хранилищам этого профиля, а по богатству и исторической ценности является одним из самых значительных зоологических музеев страны.

В этот воскресный день школьникам удалось побывать во всех восьми залах, посмотреть на экспонаты из двадцати трех типов животных. Это невероятно, но фонды музея насчитывают 3,5 тысячи единиц хранения позвоночных, 750 единиц хранения насекомых (30-40 тысяч экземпляров), 4 тысячи экземпляров и единиц хранения других безпозвоночных. В их числе редчайшие представители фауны, а также единственное в России чучело полностью истребленной человеком зебры квагги.

Конечно же, удалось ребятам подробнее узнать и о направлениях подготовки института, его преимуществах в сравнении с остальными профильными медико-биологическими вузами.

Во-первых, нужно сказать, что ИФМиБ – поли-институт, в котором одновременно ведется подготовка и врачей, и биологов. Наличие мощной научно-технической базы, открытых лабораторий, где работают студенты, базы производственной практики, одна которых находится на Белом море, зоологического музея позволяют говорить о том, что институт – один из лучших научно-образовательных центров по подготовке биологов.

«Если говорить о медицинском блоке, можно сказать, что мы пошли не по стандартному пути развития, и в этом прослеживается наша особенность, преимущество, — подчеркивал в одном из своих интервью директор ИФМиБ Андрей Киясов. — Сегодня медицина биологизировалась, ее частью является множество технологий, лекарственных средств, созданных на основе всевозможных биологических механизмов, взаимодействий. И у врача, в первую очередь, должно присутствовать понимание всех фундаментальных основ в биологии. Когда мы думали над названием нашего института, опирались на то, что будем давать хорошие фундаментальные знания в области медицины, такие же, как и у биологов, на уровне с ними».

Кроме того, Институт фундаментальной медицины и биологии практически единственный из вузов имеет свою клинику, являющуюся структурной единицей вуза – огромную больницу на 840 коечных мест. Она располагается рядом с основным кампусом ИФМиБ.

Несомненным преимуществом является и своя, уникальная программа подготовки врачей, разработанная по международным стандартам, создание которой стало возможным благодаря законодательному праву федерального университета разрабатывать свои федеральные образовательные стандарты. В чем же уникальность программы?

К примеру, каждый студент медицинского направления подготовки обязан выполнить не обычную, а научную курсовую работу. Кроме того, обучение студенты проходят в центре симуляционного и имитационного обучения, и до того, как подойти к больному, будущий врач отрабатывает все, даже самые мелкие мануальные навыки на симуляторах. Более того, они не просто отрабатываются — у каждого студента есть свое видео-портфолио, которое он может потом показать работодателю, чтобы продемонстрировать свои умения наглядно.

В настоящее время в рамках магистратуры для биологов вводятся гибридные программы, которые планируется создать совместно с ВШ ИТИС, Институтом физики, Химическим институтом им. А.М. Бутлерова. И на биологические, и на медицинские направления подготовки выделяются бюджетные места. В этом году было принято 16 бюджетных студентов на лечебное дело, 10 – стоматологию, 25 – медицинскую биохимию, 10 – медицинскую кибернетику, 10 – медицинскую биофизику. Нужно отметить, что после окончания обучения в дипломах по всем этим специальностям в квалификации будет написано «врач», а уже второй строчкой – конкретное направление.

Все это и многое другое школьники узнают во время дней открытых дверей.

Надо сказать, что график экскурсионных программ в ИФМиБ не однообразен. К примеру, в предыдущем месяце ребята посетили центр симуляционного и имитационного обучения ИФМиБ, учебные классы и аудитории, в которых проходят обучение студенты медицинских специальностей, анатомический музей, а исторический актовый зал института во время встречи абитуриентов с руководством института был заполнен полностью.

Пройтись сегодня по центру симуляционного и имитационного обучения вы можете не выходя из дома, заглянув в виртуальный тур.

А узнать больше обо всех научно-исследовательских и образовательных подразделениях института можно здесь.

График проведения дней открытых дверей института на 2017 год.