• Русский

Андрей Киясов: “Мы вынуждены перепрыгивать эволюционные ступени, пройденные другими при создании Международных стандартов в мед. образовании”

О  качестве  медицинского образовании шла речь сегодня, 13 февраля,  в студии студенческого телеканала UniverTV UNIVER.

Спикерами ток-шоу стали директор Института фундаментальной медицины и биологии Андрей Киясов, главный врач Университетской клиники “Казань” Альмир Абашев и советник ректора по связям с общественностью Юрий Алаев.

А причиной обсуждения стало увеличение количества критики в СМИ и громкое заявление главного уролога Минздрава Дмитрий Пушкарь о том,  что “через 10–15 лет у нас образованных врачей в принципе не будет”.

Разбираться, где корень проблемы в медицинском образовании, начал директор ИФМиБ Андрей Киясов.  По его мнению, основная причина – в эволюционном скачке, который делает сейчас российское медицинское образование, пытаясь достичь уровня Запада.

До 30 годов 20 века в России шло обучение по немецкой системе образования, которая предполагает вначале базовое и лишь потом практическое обучение, в отличие от французской системы, где студенты-медики сразу начинали практиковать у постели больного.

Проблемы начались при смене парадигм медицинского образования.

– В 30-50-е годы прошлого века российская медицина была одной из лучших в мире. Но тогда медицина не зависела от оборудования и держалась на людях. Они долечили людей до 60-70-х годов, а потом все кончилось. Поэтому и остро стал вопрос изменения медобразования. Мы сейчас вынуждены перепрыгивать через некоторые эволюционные ступени,  которые проходили другие страны при создании Международных стандартов в медицинском образовании.

Сегодня медицинское образование включает в себя три составляющие: базовое медицинское образование, последипломное медицинское образование и непрерывное профессиональное  развитие.

Причем непрерывное профессиональное образование  представляет собой гораздо более далеко идущее понятие на всем протяжении континуума медицинского образования, уверен  Андрей Павлович. Мотивация к познанию в течение всей жизни должна стать критерием отбора студентов при зачислении в медицинские институты, и ее следует воспитывать на протяжении всех этапов медицинского образования.

 

Посмотрите, как построено медобразование в Германии. Там студента-медика, не сдавшего экзамен с двух попыток, оставляют на этом же курсе. В случае провала и на следующий год, тебя отчисляют из медицинского института без пожизненного права обучения в мединституте.

 

По мнению Киясова, подобные требования к будущим врачам не завышены, а исходят из особенностей профессии врача.  Обращаясь к студентам, обучающимся на лечфаке, он сказал:

 

 –  Я хочу, чтобы, когда вы начнете работать врачами, я без страха мог прийти к каждому своему выпускнику, потому что буду уверен в высочайшем вашем профессионализме.

Вторил ему главврач университетской клиники. Он уверен, что будущий доктор должен быть терпеливым, понимающим, милосердным.

Пациенты попадаются разные, но быть предельно вежливым надо с каждым. Понадобятся запасы человеколюбия: без него добиться успехов на медицинском поприще не удастся. Причем ежедневная работа врача очень тяжела – каждый день приходится принимать решения, от которых зависит чья-то судьба. Поэтому крайне важно стать настоящим профессионалом.

В медицине остаются только энтузиасты, готовые работать врачами, несмотря на трудности и издержки профессии, резюмировал главврач университетской клиники.

Доктором может быть не каждый. Эта профессия подходит тем, кто искренне хочет помогать людям, кто умеет сопереживать, тем, кто работоспособен.

Среди проблем, почему сегодня огромен отсев врачей, спикеры назвали и  причину осознанности выбора института и своей специальности абитуриентами.

Есть студенты, которые не осознав трудности обучения профессии врача, поступают в медицинские вузы и бросают, не выдержав напряжения. Но виноватыми считают преподавателей. Поводом для подобного заявления стали представленные  9 февраля результаты исследования «Российские вузы глазами студентов-2017». В течение года 600 студентов из 85 регионов оставляли отзывы о своем университете на платформе проекта «Типичный абитуриент», объединяющего абитуриентов России. В отзывах студенты чаще всего затрагивали темы возраста преподавателей, наличие общежития, коррупцию, отношение руководства вуза, позицию университета в рейтингах и уровень сложности учебы. В частности, критику вызвали как высокая учебная нагрузка, так и чересчур низкая. Аутсайдером был назван и КФУ.

Отзывы обрабатывал робот, который оценивал пары слов,  чаще всего употреблявшихся студентами, – пояснил Юрий Алаев. – Из 8 отзывов о нашем вузе – всего двое, якобы, оставлены студентами КФУ.

Стоит ли верить подобному рейтингу? И так сложно ли учиться в ИФМиБ? – задал вопрос советник ректора студентам ИФМиБ.

Да, процесс обучения довольно длительный. Вначале студенты изучают так называемые фундаментальные науки, теоретические основы. На первом курсе проходят анатомию человека, общую и биоорганическую химию, латинский язык, биологию и гистологию. Эти дисциплины даются не каждому.

К тому же помимо основного вузовского курса, приходится в обязательном порядке проходить еще и интернатуру, практику сроком в один год. А для того, чтобы работать в какой-то более специализированной области, нужно пройти ординатуру. Таким образом, получается, что срок обучения будущего врача в среднем составляет около восьми лет. Поэтому, резюмировал студент 4 курса Шайхутдинов, при выборе вуза важно отдавать себе отчет, что учиться будет сложно. И быть к этому готовым.

Андрей Киясов еще раз подчеркнул важность высокого качества образования студентов-медиков.

Мы, преподаватели Казанского университета, несем ответственность за профессионализм  будущих врачей! А о каком знании может идти речь, если у отчисленной было пять “двоек” в зачетке?

Кстати, пользуясь случаем, студенты ИФМиБ обратились к Андрею Павловичу  с предложением увеличить количество часов, отведенных на практические задания у биологов. Реакция директора была молниеносной. “Разберемся! Добавим!”.

И возвращаясь к вопросу, заданному в начале программы: “Возникнет ли через 10-15 лет потребность в высококвалифицированных медицинских кадрах? “, директор Института фундаментальной медицины и биологии ответил:

–  Всех потребностей во врачебных кадрах  по республике мы не закроем, потому что дефицит очень большой.  А вот качество медицинской помощи, соответствующее стандартам медицинских технологий,  мы реализуем, благодаря нашим выпускникам. И в этом я уверен.