• Русский

КФУ и представители медицинского сообщества Шри-Ланки рассматривают возможность создания совместных программ академического обмена

Сегодня, 23 июля, Института фундаментальной медицины и биологии КФУ посетили представители медицинского сообщества Демократической социалистической республики Шри-Ланка.

В ходе визита гости ознакомились с биомедицинским кластером вуза: научно-образовательным центром фармацевтики, симуляционным центром, медицинским корпусом, где расположены учебные аудитории, исследовательские лаборатории,  фантомный класс и анатомический музей.

В состав делегации вошли трансплантолог-хирург, профессор Мандика Вийяратне, эндокринолог, глава ассоциации шриланкийских врачей, профессор Чандрика Вийяратне, выпускница интернатуры в Великобритании Лихини Вийяратне, а также молодые специалисты/интерны. Гостей сопровождал проректор по биомедицинскому направлению, директор ИФМиБ Андрей Киясов.

Продемонстрированный делегатам центр симуляционного и имитационного обучения КФУ воплощает в себе идею инновационного медицинского образования, где студенты проходят предподготовку на симуляционного оборудовании, начиная с первого курса, прежде чем они будут допущены до работы с пациентами в университетской клинике.

На площадях симуляционного центра – 400 квадратных метров – создана виртуальная больница, структурированная палатами разной направленности – приемный покой, кабинет эндоскопии, виртуальная операционная, виртуальная интенсивная терапия, родильное отделение, отделение педиатрии, детская реанимационная и пр. В центре имеются десятки компьютеризированных роботов-манекенов, имитирующих состояния пациентов взрослого человека, роженицы с новорожденным, младенцев, а также обучающие фантомы для отработки конкретных врачебных манипуляций (имитатор родов, обследования матки и другие). Симуляторы предназначены для отработки действий полной бригады врачей: анестезиолога, оперирующего и ассистирующего хирургов, реаниматолога и медсестры. На них можно отрабатывать ход операции как всей бригадой, так и отдельно каждому ее члену. Только после этого, уже обладая определённым опытом, студенты допускаются к реальному больному (клиническую практику студенты-медики проходят в собственной университетской клинике, а также в ряде других медицинских учреждений Республики Татарстан).

Также в симуляционном центре установлено 14 видеокамер. Это дает возможность проведения “операций” в режиме реального времени – процесс обучения записывается на видеокамеры и позже транслируется в кабинет преподавателя для детального разбора и анализа ошибок.

Производство симуляционного оборудования располагается здесь же, на территории ИФМиБ КФУ – региональный инжиниринговый центр медицинской науки уже сейчас производит и поставляет международному рынку целый ряд тренажеров и симуляторов, предназначенных для подготовки врачей. Важно отметить, что для разработки медицинских симуляторов используется междисциплинарный подход, задействованы комплексные усилия физиков, инженеров, медиков, IT-специалистов.

“Больше всего меня поразил уровень подготовки в федеральном университете с точки зрения того, как продуман весь ход образовательного процесса: использование электронных, цифровых решений, – отметил профессор Мандика Вийяратне. – Использование симуляционного центра у вас –  правильный и хорошо структурированный процесс, там у студентов развиваются  навыки владения инструментами, все свои знания они впервые могут попробовать применить на симуляторах, в симуляционном госпитале.  Затем, когда они будут работать в реальной больнице в качестве студентов, будут более подготовлены. Я очень впечатлен вашими возможностями по инженерии симуляционной продукции и анатомическим музеем,  технологией пластинации, которая применялась при его создании. Мы должны помнить, что работаем с живыми людьми, у которых есть чувства, мысли, мечты, из-за этого, очевидно, возникает определенное беспокойство, вызванное ограничением во времени  для обучения. Нам всем нужно получать знания достаточно быстро и уже применять их на людях. Медицина – это обучение длинною в жизнь. Суждение о чем-то приходит с опытом, но опыт является следствием ошибочных суждений. Ошибки нужно совершать и набираться опыта. Симуляторы как раз позволят совершать эти ошибки без опасений за жизнь пациентов”.

По мнению профессора Чандрики Вийяратне, сегодняшний визит может поспособствовать развитию сотрудничества, в частности, созданию совместных программ академического обмена.

“Мы занимаемся образованием и исследовательской работой в университете Шри-Ланки более 25 лет. За это время мы посетили большое количество университетов и считаем, что ваш университет имеет очень высокий уровень развития. Мы уверены, что с тем, что вы имеете сейчас, вы можете выйти на хороший международный уровень, – заметила профессор Чандрика Вийяратне. – Слияние медицины и биологии в вашем университете – большой позитив, студентам очень повезло, они должны понимать, что в Казани для них создана очень редкая возможность.  Мы с удовольствием будем сотрудничать с вашим университетом. Нашей медицинской школе уже 150 лет, это одна из старейших медицинских школ Азии, наши выпускники работают по всему миру. В настоящее время у нас нет обширных связей с Россией, но мы чувствуем, что можем распространить информацию о нашем визите дальше и организовать программы обмена студентов и преподавателей”.

В течение дня Делегация Демократической социалистической республики Шри-Ланка посетила ряд медицинских учреждений Республики Татарстан – «Межрегиональный клинико-диагностический центр», «Республиканскую клиническую больницу Министерства здравоохранения Республики Татарстан».