• Русский
  • English

Развитие образовательной деятельности

Модернизация и обновление перечня реализуемых образовательных программ

  • Подготовка врачей по программам специалитета: Лечебное дело (на русском и английском языках); Стоматология (на русском и английском языках); Медицинская биохимия; Медицинская биофизика; Медицинская кибернетика; Создание учебно-методического совета САЕ по преодолению разрывов между фундаментальными, гуманитарными и клиническими дисциплинами путем формирования единого подхода к их освоению, гуманизации образования и создания трансдисциплинарной образовательной среды для развития «Трансляционной 7П медицины»; Модернизация программ по клинической медицине с ориентацией на международный рынок: 1) Полноценная (в течение не менее 1 семестра) академическая мобильность студентов и преподавателей; 2) Обучение в клинике на принципах доказательной медицины и Стэнфордской модели клинического образования (работа в команде: преподаватель, врач, ординатор, 3-4 студента старших и младших курсов); 3) Введение в учебные планы обязательного выполнения двух курсовых работ; 4) Усиление подготовки студентов и преподавателей по иностранным языкам; 5) Разработка учебно-методического обеспечения и фонда оценочных средств для преподавания биомедицинских дисциплин по международным стандартам медицинского образования Всемирной федерации медицинского образования (ВФМО); Внедрение совместно с МЗ РТ и МЧС РФ двух новых образовательных программ в Центре симуляционного и имитационного обучения.

 

  • Подготовка кадров высшей квалификации в ординатуре и аспирантуре по направлению «Здравоохранение и медицинские науки»: Разработка и лицензирование 16 программ ординатуры и программ по четырем укрупненным группам направлений подготовки в аспирантуре. Уже сейчас существует запрос со стороны потенциальных обучающихся на данные образовательные программы, реализуемые в КФУ. Наличие в структуре КФУ Университетской клиники – «Point of care», высокотехнологичных современных лабораторий и квалифицированных кадров (как собственных, так и приглашенных ведущих Российских и зарубежных ученых и преподавателей) создает условия для успешной реализации данных программ.

 

  •  Переподготовки преподавателей медико-биологических дисциплин: Будет разработан цикл дополнительных образовательных программ биомедицинского профиля «Геномика и метаболомика», «Транскриптомика и протеомика», «Биоинформатика», «Биоинженерия», «Медицинские нанотехнологии», «Клеточная и регенеративная медицина», «Трансляционная медицина» и др. для переподготовки преподавателей фундаментальных биомедицинских дисциплин на медицинских и биологических специальностях.

 

Трансформации в области биологического образования – раннее создание научно-образовательного пространства трансляционной медицины и интернационализация образования

  • Внедрение системы подготовки по индивидуальным образовательным траекториям в бакалавриате. Это позволит модернизировать перечень дисциплин по выбору, используя опыт университетов-партнеров (Гиссенский университет им. Юстуса Либиха, г. Гиссен, Германия; Хирошимский университет, г. Хирошима, Япония; Ягеллонский университет, г. Краков, Польша и других зарубежных университетов). Результатом образовательного процесса по индивидуальным образовательным траекториям будут: более ранний выбор студентом направления НИР и вовлечение его в научный процесс; закрепление студента за научным руководителем (сотрудником кафедры, OpenLab и др.); формирование пакета программ дисциплин по выбору студентом совместно с научным руководителем.

 

  • Разработка и внедрение образовательной программы по направлению 06.03.01 Биология (бакалавриат) на английском языке: На первом этапе (2016г) в блоке факультативных дисциплин вводятся предметы на английском языке – «Introduction to Modern Biology», в 2017 г. «Biochemistry», «Introduction into Neurobiology», «Genetics», «Plant Biotechnology and Biochemistry», «Introduction into Bioinformatics», с 2019 года все дисциплины.

 

  •  Обновление, модернизация и международная аккредитация программ магистратуры, ориентированных как на российских работодателей, так и на международный академический рынок: Запросы российских потребителей: медико-биологические науки, ландшафтный дизайн, биохимия и молекулярная биология, микробиология и вирусология, генетика, фармакология. На международный академический рынок ориентированы магистерские программs, реализуемые на английском языке Pharmacology, Evidence-Based Pharmacotherapy, Neurobiology. В 2016-2017 гг. будут введены новые программы: Genetics, Natural Resources and Biodiversity, Microbiology, Plant Biology, Cell and Molecular Biology, Biotechnology, Biomonitoring and Nature Protection, Structural Biology and Bioinformatics. Три из этих программ в 2017 году пройдут международную аккредитацию.

 

  • Модернизация аспирантуры путем внедрения программ двойных дипломов и программ аспирантуры на английском языке с зарубежными университетами-партнерами: Хирошимским университетом, г. Хирошима, Япония; Университетом Восточной Финляндии, г. Куопио, Финляндия; Гиссенским университетом им. Юстуса Либиха, г. Гиссен, Германия.

 

  • Внедрение дистанционного образования на всех трех уровнях биологического образования. В 2016-2017 гг. будут введены электронные образовательные ресурсы для всех общепрофессиональных дисциплин и дисциплин по выбору по направлениям подготовки бакалавров и магистров биологии.

 

Трансдисциплинарные трансформации в целях подготовки кадров для отрасли «Здравоохранение» и развития трансляционной медицины.

Отрасль «Здравоохранение» и трансляционная медицина – это не только врачи и специалисты в Life Science. Высокая технологизация практической медицины и медицинской науки определяет новые вызовы и потребности в высококлассных специалистов на стыке медицины, химии, физики, информатики и других специальностей. В рамках САЕ будет модернизировано и поэтапно трансформировано классическое образование в области фармации («Здравоохранение») и химии. Кроме того будут модернизированы программы в области медицинской физики и биомедицинской информатики.

  • В 2015 году организована кафедра «Медицинской химии». На заведование кафедрой приглашен известный в России и за рубежом специалист в области медицинской химии и компьютерного дизайна физиологически активных веществ К.В. Балакин, Balakin, Konstantin V. (h-index 23). В 2016-18 гг. будут открыты программы магистратуры «Медицинская химия» на русском и английском языках. Для реализации этой образовательной программы и научных исследований магистров будут привлечены ведущие российские специалисты МГУ им. М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургской государственной химико-фармацевтической академии.

 

  •  Модернизация программы магистратуры «Медицинская физика» предполагает привлечение иностранных студентов с преподаванием на английском языке и подготовка к международной аккредитации, а также создание сетевой магистерской программы совместно с СВФУ. Будут созданы электронные образовательные ресурсы, в том числе на английском языке. Предусмотрено вовлечение студентов в проектную деятельность с работой на современном научном и диагностическом медицинском оборудовании в рамках образовательных программ «Биотехнические системы и технологии» (бакалавриат), «Физика конденсированного состояния» (магистратура), «Физика сложных систем» (магистратура) с изучением основ ядерного магнитного резонанса, магнитно-резонансной томографии, современных методов визуализации, принципов конструирования биотехнических систем медицинского назначения, основ квантовых вычислений и компьютерного дизайна новых материалов. Партнеры: Институт ядерных исследований АН РФ; Государственный федеральный центр ядерной медицины; МТЦ СО РАН; лаборатория магнитной томографии и спектроскопии МГУ; Ресурсный центр «Магнитно-резонансные методы исследования» СПбГУ; ИБХ РАН: совместные научные проекты в рамках НИР студентов.

 

Планы по развитию кадрового состава научно-педагогических работников, участвующих в реализации образовательных программ

Снижение учебной нагрузки до 500 аудиторных часов на преподавателя в год с целью привлечения высококвалифицированных научно-педагогических кадров на конкурсной основе из ведущих Российских и зарубежных университетов; Повышение квалификации/стажировки и академические обмены менеджеров и научно-педагогических работников САЕ в области организации и методологии преподавания медико-биологических, химических, физических и гуманитарных дисциплин в ведущих зарубежных университетах-партнерах; Обучение сотрудников САЕ по образовательным программам в области клинических исследований, трансляционной медицины, инновационных биомедицинских технологий, «Advanced Life Support» в ведущих университетах мира; Обеспечение условий для повышения профессиональных языковых компетенций научно-педагогических работников САЕ для успешной реализации англоязычных программ; Создание социально-жилищной инфраструктуры для НПР (малосемейное жилье в Деревне Универсиады, арендное жилье), использование дополнительных финансовых инструментов (гранты «Алгарыш» и Попечительского совета) для приглашения НПР на работу в КФУ.

Другие мероприятия и ожидаемые результаты развития образовательной деятельности CAE

Привлечение талантливых абитуриентов из стран СНГ, дальнего зарубежья, России (участие в образовательных выставках, работа в перспективных школах и лицеях КФУ, проведение олимпиады по биологии, дни открытых дверей); Оптимизация учебного процесса по модулям «Учебная практика» (расширение методической части по молекулярной биологии, генетике, микробиологии, физиологии и расширение баз практик на предприятиях потенциальных работодателей для выпускников бакалавров-биологов); Расширение аудиторного фонда института фундаментальной медицины и биологии для расширения контингента студентов, обучающихся по медицинским специальностям; Дальнейшее развитие симуляционного обучения и создание WetLab; Разработка и внедрение онлайн-курсов для Ассоциации «Национальная платформа открытого образования»; Проведение совместно с ведущими мировыми фармацевтическими компаниями («Новартис», «Пфайзер», «Янссен», фармацевтическое подразделение «Джонсон & Джонсон», Кокрейн-Россия) информационно-образовательных мероприятий (семинары, конференции, тренинги, круглые столы) для врачей, провизоров, исследователей, организаторов здравоохранения, преподавателей, студентов, магистрантов, аспирантов.

Эти мероприятия позволят существенно повысить профессиональный потенциал выпускников и сделать связь между университетом и работодателями белее эффективной.